192174, Санкт-Петербург,
ул. Ново-Александровская, 23, литера А
+7 (812) 362-18-10
часы работы:
пн-ср 10:00-18:00; чт 12:00-20:00; пт 10:00-17:00, сб 11.00-17.00
проезд: cт. м. Пролетарская
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
посмотреть на карте

Блог

Архитектурный замысел Дома культуры текстильщиков

“Все здание спроектировано, исходя из принципов экономии 

и новейших требований в этой области” 

(из пояснительной записки С.И. Овсянникова) 

[10, С.9]

 Из архива ЦГАНТД СПб

В этом месяце Книжная ярмарка ДК им. Крупской отмечает свой 90-летний юбилей. Сейчас это известное всем жителям Невского района место книготорговли, а строилось сооружение изначально как клуб для находящейся неподалеку текстильной фабрики “Рабочий”. В преддверии праздничной даты особенно интересно вспомнить первоначальные планы архитектора. 

Центром строительства в 1920-1930-е гг. стал не центр города, а периферийные районы, возводимые рядом с промышленными комплексами, возле них концентрировались школы, детские сады, больницы, бани. Архитекторы-конструктивисты предложили совершенно новые типы общественных сооружений: райсоветы, фабрики-кухни, дома-коммуны, рабочие клубы, дома культуры, жилмассивы. Клубы среди них занимали особое положение, так как понимались как центр коммунистического воспитания для взрослых и детей, этим объясняется масштабность и капитальность возводимых сооружений. Сначала их размещали при предприятиях или в зданиях дореволюционных лет, а в 1923-1926 годах были организованы, вслед за Москвой, первые конкурсы в Петрограде, где планировали построить Дворцы и Дома культуры, в первую очередь в Московско-Нарвском, Володарском и Выборгском районах. 

Архитектор Сергей Иосифович (Осипович) Овсянников предложил к рассмотрению проект клуба и пояснительную записку за своей подписью с датировкой 15-е апреля 1927 г. в Правление Ленинградского Отдела Союза Текстильщиков, проект был направлен 16-го апреля Губернскому Инженеру на рассмотрение и утверждение. [9] Авторские комментарии к проекту сооружения позволяют судить о первоначальном замысле, назначении помещений, характере территории. Строительство ДК пришлось на период развития конструктивизма 20-30-х гг., что наложило отпечаток на архитектурный облик здания и проявилось в рациональной планировочной структуре. Примечательно, что Овсянников не только создал чертежи самого здания и его частей, но и уделил большое внимание функциональной планировке местности. Клуб проектировался с учетом уже существующих двух зданий, чтобы можно было их использовать под помещения, необходимые для клуба. Планировалось их частично перестроить, а к одному из них сделать пристройку. Пока неясна история этих зданий, возможно, здание слева было домом заводчика Максвелла, а в какой-то период, по воспоминаниям старожил, стал использоваться в качестве противотуберкулезного профилактория фабрики “Рабочий”.

Площадку перед ДК архитектор предлагал использовать для проведения демонстраций и собраний в летнее время, что позволило бы работать с большим количеством посетителей, чем мог вместить зрительный зал. В центральной части главного фасада проектировалась трибуна для ораторов у подножия памятника Ленина, а по бокам двора у стен - монументальные гранитные трибуны для участников собраний. Перед зданием должен был быть открытий двор, обнесенный решеткой с воротами. На заднем дворе архитектор предлагал создать спортивное поле с помещением для музыкантов и местами для зрителей. Слева от самого здания планировалось создать парк, а с правой стороны - въезд в хозяйственный двор. 

Из архива ЦГАНТД СПб

Внутренняя структура здания была типична для проектов 30-х гг.: это сочетание зрительного зала и комнат для клубной работы. Так, проект предусматривал зрительный зал “трапециодальной” формы с хорами на 1500 человек со сценой, о форме Овсянников писал, что она “самая экономная и самая рациональная”. [10, С.9] Зал предназначался для собраний, концертов, спектаклей и кинематографических сеансов. Кинобудка примыкала к задней стене зала и имела отдельный выход наружу через чердак. При сцене размещалось несколько уборных для артистов и подсобные помещения (бутафорская, склад для декораций, гардеробная). Зал имел хоры, куда вели две широкие лестницы по сторонам вестибюля. В уже построенных зданиях и по сторонам зрительного зала планировалось разместить комнаты для секций и кружков, лекционный зал, детскую комнату, комнаты отдыха, библиотеку с читальней, буфет с кухней. Поражает своей прогрессивностью эргономичная идея архитектора по устройству раздвижных перегородок между комнатами вместо стен, чтобы можно было соединить две или несколько комнат.

Решения автора в проектировании вестибюля и гардеробов кажутся вполне традиционными. При входе в здание с фасада был скомпонован главный вестибюль с “раздевальней”, в его центре - касса. Из него по проекту можно было пройти: или в зрительный зал через проход, или по двум лестницам на верхний этаж, или в боковые помещения. Гардеробы были скомпонованы по группам: для боковых мест зала, для центральных и для балкона. Архитектор продумал и расстановку запасных выходов: в хозяйственный двор, из гимнастического зала, из боковых коридоров, из которых в свою очередь отводились выходы на террасы, расположенные по сторонам зрительного зала. Для гимнастического зала Овсянников продумал “раздевальни” и души - мужской и женский. Уборные и курительные расположил на двух этажах. Любопытна задумка архитектора по сооружению солярия вверху над фойе. Архитектор не раскрывает в записке содержание своей идеи, вероятно, он имел в виду некую область на балконе в качестве места для загорания.

Так как клуб был спроектирован в конструктивистском стиле, то обнаруживаем черты данного направления. На центральном фасаде проект предусматривал большие, практически по размеру всей стены, окна - популярный выразительный элемент конструктивистов. Сам Овсянников писал: “Фасады даны строгие, простые, с современным уклоном, но без особой утрировки” [11, С.10]. Были использованы и другие неизменные составляющие конструктивистских проектов: бетон, плоская кровля, крыша-терраса. По замыслу автора внутренняя отделка помещений должна была быть простой, современной, но прочной и изящной. До сих пор сохранились некоторые элементы оформления Дома культуры, например, декоративный орнамент “серп и молот” на лестничных перилах. Также интерес представляет и то, что центральная часть здания выступает вперед, от нее уступами отходят другие части. На заднем же фасаде в соответствии с архитектурными чертежами были сделаны три круглых окна, которые можно увидеть и сейчас.

Первоначальный проект архитектора претерпел изменения или не был полностью реализован. Запланированный перед клубом памятник Ленину воздвигнут не был. Фасад должен был быть украшен символами Советского государства. Из всего спроектированного комплекса было построено главное здание, а его правая часть - нет. В ней архитектор предлагал создать на 1-м этаже аудиторию, комнаты для секций, на 2-м - ресторан, кухню, библиотеку. От обустройства солярия архитектор позже отказался.

О том, как проходило воплощение идей Овсянникова в жизнь, как менялась деятельность Дома культуры в разные моменты истории можно прочитать в следующих статьях музея “Невская застава”.

Щиканова Елена Игоревна,

младший научный сотрудник  музея “Невская застава”

Ноябрь, 2017 год

Использованные источники: 

  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб.: Лениздат, 2000. - С. 680-681.
  2. Ленинград/Будни нового стиля. Архитектура 1920-1930-х годов, М.: МУАР, 2010, - 80 с.
  3. Ленинградская правда: общественно-политическая газета. - Ленинград, 1927, 10 нояб. - №256. - С. 4.
  4. Кириков, Б. М. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель / Б. М. Кириков, М. С.  Штиглиц; под общ. ред. Б. М. Кирикова - СПб.: Коло, 2009. - С. 145-148.
  5. Красная газета. - Ленинград, 1927, 10 нояб. - №256. - С. 6.
  6. Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма. Каталог выставки. - СПб, 2004. - С. 16-20.
  7. Первушина, Е. В. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. - М.: Издательство Центрополиграф, 2012. - С. 16-20.
  8. ЦГАЛИ СПб. Ф 374. Оп.1.
  9. ЦГАНТД СПб. Ф 192. Оп. 3-1. Д. 2563.
  10. Там же. - С. 9.
  11. Там же. - С. 10.
  12. Шерих, Д. Ю. Невская застава. Берег левый, берег правый. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - С. 187-188.