Статьи

Когда я на тракте служил ямщиком...

Когда я на тракте служил ямщиком...
Для работы на крупном Шлиссельбургском тракте по указу Петра I от 6 декабря 1723 года «Об отмежевании Санкт-петербургским ямщикам земель от Невского монастыря» из Смоленской губернии были переселены ямщики с семьями. И уже в скором времени на картах пригородов Петербурга появилось поселение – Ям Смоленский или Смоленская-Ямская слобода. Ямом называли станции, где меняли лошадей и где жили ямщики – возчики, занимавшиеся «почтовой гоньбой». Д.А. Шерих, пользуясь современной топонимикой, определяет границы, начиная сразу за Невским заводом и Большим Смоленским проспектом, доходя до нынешней улицы Крупской.
Илл. 1. Село Смоленское. Санкт-Петербург, 1916 г. Источник: Глезеров С.Е. Исторические районы Петербурга от А до Я. СПб, 2013.

Ямская служба появилась в ХVII веке, ямщикам выделялись земли под покосы, они освобождались от податей, на землях слободы никому, кроме ямщиков до 1820-х годов селиться не разрешалось. В обязанности их входило возить государственную почту и грузы. Но и правила были строгими, за нарушения которых можно было лишиться всех привилегий, отправиться на каторгу. В конце ХVIII века появились специальные почтовые тройки, а в качестве звукового оповестительного сигнала использовались колокольчики, их обычно подвешивали под дугой центральной лошади тройки. Частные тройки не должны были использовать колокольчики, чтобы не вносить путаницу, поэтому на шеи лошадей стали надевать ошейники с бубенцами.

Лучшим временем для конных переездов, конечно, была зима, когда ямщицкие тройки под перезвон колокольчиков неслись по накатанной дороге, но не выше 12 верст/час (12,8 км/час) – именно такие скоростные ограничения действовали в зимний период.

У ямщиков как государственных служащих, была форма. На открытке – костюм ямщика, состоящий из армяка (летом - из тёмно-зелёного, зимой - из тёмно-синего сукна на тёплом подбое), кушака в три обхвата и шапки. Как правило, на головном уборе закрепляли жетон, «знак» позволяющий заниматься ямщицким делом, его ямщики чистили до блеска. Цвет деталей костюма менялся несколько раз.

Илл. 2. Открытка. Ямщик. До 1917 года. Источник: https://auction.conros.ru/lot/2660979/813/1/

Ямщики села Смоленского имели свой дом «Правления ямщицкого общества» с окном в виде подковы (илл. 3, 4). Был снесен в 1970-е годы.
Илл. 3. Здание Смоленского ямского общества на Шлиссельбургском тракте. Гравюра 1870-х гг. Источник: https://www.citywalls.ru/photo444661.html
Илл. 4. Бывший дом «Правления ямщицкого общества», напротив Общественного переулка. Проспект Обуховской обороны, дом 67 - Фотографии прошлого (pastvu.com)

Рядом находился Прогонный переулок (часть современного Большого Смоленского проспекта), по которому гнали лошадей на отдых. Одна из улиц называлась Гречухинской (проходила от улицы Агафоновской (современная - ул. Седова) до железной дороги) по имени старожилов села, их фамилия встречается в исповедальных книгах церкви Смоленской божьей матери с середины ХVIII века.

Во второй половине ХIХ века в связи со строительством железных дорог ямщицкий промысел прекратился. На открытке ХIХ века мы видим, как поражены видом железной дороги (чугунки) крестьяне (илл.5).

«Чугунка нас обидела», - говорили ямщики.

Илл.5. Открытка. С.-Петербург: Открытие Петербурго-Выборгской железной дороги. Источник: https://www.pinterest.co.uk/pin/464222674083667496/

Бывшие ямщики стали заниматься земледелием, работать на фабриках и заводах. А о селе Смоленском теперь напоминают названия: Большой Смоленский проспект, Общественный переулок, где располагалось правление общества ямщиков.

Список литературы:

  1. Глезеров С.Е. Исторические районы Петербурга от А до Я. СПб, 2013
  2. Шерих Д.А. Невская застава. Берег левый, берег правый. СПб, 2007.