Статьи

Академик архитектуры Александр Фёдорович Красовский

Александра Шанявская
Академик архитектуры Александр Фёдорович Красовский, изображение №1
Александр Фёдорович Красовский (1848-1918) родился в семье, которая исторически была связана с Щемиловкой и селением Фарфорового завода.
Архитектор А. Ф. Красовский (1848-1918). Дореволюционная фотография. Источник: https://library-st.rzn.muzkult.ru/media/2020/02/27/1253523616/Krasovskij_A.F.PDF

Архитектор А. Ф. Красовский (1848-1918). Дореволюционная фотография. Источник: https://library-st.rzn.muzkult.ru/media/2020/02/27/1253523616/Krasovskij_A.F.PDF


Его отец, Фёдор Иванович, сын крепостного мастера-живописца по фарфору, еще в 1839 году был принят на одно из старейших предприятий Невской заставы как мастер цветочной живописи. Он имел отдельный дом на улице Большая Щемиловка, где и прошло детство будущего архитектора. Интересно, что Красовские жили в Щемиловке вплоть до революции, а их родственникам принадлежал не один дом.

Слева: Адресная и справочная книга “Весь Петроград” на 1916 год с обозначением адресов семьи Красовских. Справа: Фрагмент карты Петербурга 1913 года с обозначение домов семьи Красовских из адресной и справочной книги “Весь Петербург”.
         Слева: Адресная и справочная книга “Весь Петроград” на 1916 год с обозначением   адресов семьи Красовских. Справа: Фрагмент карты Петербурга 1913 года с обозначение домов семьи Красовских из адресной и справочной книги “Весь Петербург”.

В отличие от отца, который получил звание свободного художника лишь в зрелом возрасте, Александр Фёдорович стремился получить лучшее образование - сначала в только что созданном Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Академии Художеств, где уже в 1872 году получил звание классного художника второй степени с правом самостоятельной строительной деятельности. Всего в Петербурге по проекту А. Ф. Красовского было построено около 30 зданий, при этом первым из них стала Часовня св. Николая Чудотворца при больнице для душевнобольных на реке Пряжке, возведенная в 1876 году.

Часовня св. Николая Чудотворца при больнице для душевнобольных (1876 год, набережная реки Пряжки, 1А). Дореволюционная фотография. Источник: https://www.citywalls.ru/house10629.html

Часовня св. Николая Чудотворца при больнице для душевнобольных (1876 год, набережная реки Пряжки, 1А). Дореволюционная фотография. Источник: https://www.citywalls.ru/house10629.html


Вероятно, участие в этом проекте для молодого архитектора было своего рода благотворительностью, так как часовня была построена на средства, собранные среди горожан. Образ этой миниатюрной святыни архитектор с трепетом пронес через всю свою жизнь, так как в дальнейшем он лишь дважды принимался за строительство культовых зданий: в местах своего детства (Свято-Духовская церковь на Спасо-Преображенском кладбище Фарфорового завода) и в имении своего заказчика в Рязанской губернии, возле которого он в итоге и был похоронен (Церковь Петра и Павла в Старожилово, имении барона П. П. фон Дервиза).
Слева: Свято-Духовская церковь на Спасо-Преображенском кладбище Фарфорового завода (1912 год, не сохранилась). Фотография 1940 г. Источник: https://www.citywalls.ru/house9277.html Справа: Церковь Петра и Павла в Старожилово, имении барона П. П. фон Дервиза (1891-92 гг.). Фотография из журнала

Слева: Свято-Духовская церковь на Спасо-Преображенском кладбище Фарфорового завода (1912 год, не сохранилась). Фотография 1940 г. Источник: https://www.citywalls.ru/house9277.html Справа: Церковь Петра и Павла в Старожилово, имении барона П. П. фон Дервиза (1891-92 гг.). Фотография из журнала "Зодчiй" 1901 года. Источник: https://sobory.ru/photo/461459


В 1882 году А. Ф. Красовский удостоился звания классного художника первой степени, а в 1885 году был признан академиком архитектуры. При этом мастер не переставал учиться, в том числе у коллег по цеху - в 1880-е годы он был помощником П. Ю. Сюзора, одного из самых деятельных архитекторов эпохи эклектики в Петербурге.
Одной из наиболее интересных построек периода конца 1880-х годов стал особняк П. П. фон Дервиза (Английская наб., 28), в котором сейчас располагается Дворец бракосочетания № 1. Кстати, на здании сохранилась мемориальная доска с именами владельца дома и автора проекта. Архитектор А. Ф. Красовский получил заказ от семьи фон Дервизов на перестройку этого особняка для младшего наследника - Павла Павловича, молодого поручика лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Особняк дворцового типа был перестроен в модных тогда формах неоренессанса, с ориентацией на флорентийские палаццо.
Сверху: особняк П. П. фон Дервиза (1889-1890 гг., Английская наб., 28). Источник: https://alexeyvertoletov.ru/blog/zags/dvorec_brakosochetanija_1.html Снизу: Палаццо Питти во Флоренции (1458-64 гг.). Источник: https://39florence.ru/palaczczo-pitti/

Сверху: особняк П. П. фон Дервиза (1889-1890 гг., Английская наб., 28). Источник: https://alexeyvertoletov.ru/blog/zags/dvorec_brakosochetanija_1.html Снизу: Палаццо Питти во Флоренции (1458-64 гг.). Источник: https://39florence.ru/palaczczo-pitti/


Обращение к традициям эпохи Ренессанса чувствуется и в оформлении интерьеров здания, центром которого стал белоснежный мраморный зал со сводом зеркального типа, который как будто парит над гостями, расширяя пространство по вертикали. Кроме того, в рамках данного проекта архитектор проявил себя как талантливый стилизатор: поскольку ряд помещений был оформлен в стилях совершенно другой эпохи, в особняке была создана Мавританская гостиная и Готическая библиотека. Можно сказать, что оформление интерьеров особняка П. П. фон Дервиза стало репетицией того, что ждало А. Ф. Красовского в следующем проекте, заказчиком которого были уже члены царской семьи.
Слева: Дом П.П. фон Дервиз. Разрез. Литография 1898 г. Воспроизведена в журнале “Зодчий” за 1898 год. Справа: Интерьер Танцевального зала особняка П. П. фон Дервиза. Источник: https://www.citywalls.ru/house1231.html

Слева: Дом П.П. фон Дервиз. Разрез. Литография 1898 г. Воспроизведена в журнале “Зодчий” за 1898 год. Справа: Интерьер Танцевального зала особняка П. П. фон Дервиза. Источник: https://www.citywalls.ru/house1231.html


В 1891 году мастер занял должность техника Санкт-Петербургского дворцового управления, а в 1893-1898 гг. был архитектором Зимнего дворца.
А. Ф. Красовский не только с должным тактом произвел реставрационные работы (в том числе, Эрмитажного театра и Висячего сада), но и заново создал ряд интерьеров для наследника престола Николая Александровича и его супруги Александры Федоровны. Примечательно, что архитектор вновь обратился к тем же историческим эпохам и стилям, что в особняке на Английской набережной - готика, рококо и классицизм. Но даже сравнение интерьеров одного стиля демонстрирует богатство фантазии мастера, неиссякаемость его фантазии, и, конечно, четкое понимание статуса и характера заказчиков. Кстати, именно А. Ф. Красовский стал создателем интерьера Малой столовой Зимнего дворца, облик которой был известен каждому советскому школьнику, ведь именно здесь в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года был произведен арест Временного правительства.
Слева: Интерьер в стиле рококо в особняке П. П. фон Дервиза (1889-1890 гг. ). Источник: https://www.citywalls.ru/house1231.html Справа: Интерьер Малой столовой Зимнего дворца (1894-95 гг.). Источник: https://regnum.ru/news/society/2338758.html

Слева: Интерьер в стиле рококо в особняке П. П. фон Дервиза (1889-1890 гг. ). Источник: https://www.citywalls.ru/house1231.html Справа: Интерьер Малой столовой Зимнего дворца (1894-95 гг.). Источник: https://regnum.ru/news/society/2338758.html


После окончания срока своих полномочий А. Ф. Красовский вернулся к частным заказам, возводил доходные дома, но в списке его работ того периода выделяются постройки, так или иначе связанные с благотворительностью. Еще на рубеже 1880-1890-х годов архитектор возвел ряд зданий для В. Н. фон Дервиз, которая была основательницей нескольких благотворительных учреждений в Петербурге и Москве. Среди них - Народная столовая (12 линия Васильевского острова, дом 25) и Народный дом (Средний проспект Васильевского острова, дом 48), где был “громадный зал для устройства в нем народных чтений, концертов и развлечений для простого народа, а также и для чтения различных предметов по общеобразовательному курсу”, - как писал об этом журнал “Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества” за 1898 год. Кроме того, архитектором А. Ф. Красовским были возведены два доходных дома Ведомства учреждений императрицы Марии (Таврическая улица, дом 15; Кавалергардская улица, 12), средства от сдачи которых шли на нужды учебных и благотворительных заведений этого ведомства.
Вид Фарфоровского кладбища и храма. Фотография 1940 года. Источник: https://pastvu.com/p/128512

Вид Фарфоровского кладбища и храма. Фотография 1940 года. Источник: https://pastvu.com/p/128512


Церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов - отдельная страница в биографии архитектора. Ведь он и его семья исторически был связаны с Щемиловкой, здесь на кладбище были похоронены отец Фёдор и мать Лукерья, четыре его сына от первого брака, умершие в младенчестве. Возможно, именно поэтому проект небольшого одноглавого храма в русском стиле А. Ф. Красовский выполнил безвозмездно, как дань памяти всем его родным, всем мастерам, известным и неизвестным, трудившимся на Фарфоровом заводе. Примечательно, что иконостас также был создан по рисунку архитектора из фарфора именно на этом предприятии. Закладка храма состоялась в 1902 году, но возводился он на пожертвования, поэтому строительство и особенно отделка заняли несколько лет - освящение состоялось лишь в 1912 году.
Рисунок фарфорового иконостаса (проект), акад. арх. А.Ф. Красовский. 1901 г. Источник: https://www.citywalls.ru/photo92200.html

Рисунок фарфорового иконостаса (проект), акад. арх. А.Ф. Красовский. 1901 г. Источник: https://www.citywalls.ru/photo92200.html

Сам архитектор в тот период жил в Щемиловке, в перестроенном отцовском доме, куда в 1905 году переехала его вторая жена с дочерью Ольгой. В 1970-х гг. дочь архитектора Ольга Александровна вспомнила в своих “Записках об отце” (хранятся в семейном архиве): “Типичный старинный 19 века мастеровой поселок... Наш дом был окружен фруктовым, казавшимся мне большим, садом. Сад граничил с полем. Вид тяжелого поля с вытоптанной травой и красным закатом над ним, пылью от прошедшего стада, летящими в низком небе галками очень ярко запечатлелся в моей памяти... Помнится мне и скромное кладбище - обычное место гуляний всех обитателей поселка, куда няня водила меня”.
Н. А. Красовская с дочерью Ольгой возле дома по адресу Большая Щемиловка, 28. Источник: http://www.spb-mitrofan-society.org/farfor_zahoron.php

Н. А. Красовская с дочерью Ольгой возле дома по адресу Большая Щемиловка, 28. Источник: http://www.spb-mitrofan-society.org/farfor_zahoron.php


Вероятно, работа над Церковью Сошествия Святого Духа настолько занимала сердце и голову архитектора, что нам неизвестны другие его постройки периода 1900-1910-х годов в Петербурге. По всей видимости, этот благотворительный проект, реализация которого растянулась почти на десять лет, отнял очень много сил и А. Ф. Красовский уже не мог вести строительную деятельность в прежнем масштабе и темпе. Он отошел от дел, однако, поддерживал связь с семьей барона П. П. фон Дервиза, который осенью 1917 года пригласил мастера в свое имение Старожилово в Пронском уезде Рязанской губернии. Там А. Ф. Красовский работал над перестройкой некоторых зданий и эта работа стала последней для архитектора. Дочь Ольга вспоминала последние месяцы А. Ф. Красовского: “... летом <1918>... ему было все хуже и хуже. Температура не снижалась, он очень похудел.... Мы жили тихо, не понимая событий, совершающихся в далеком Петрограде, по всей России, и событий, надо признать, малых, совершающихся здесь, в повседневной возне нашего маленького мирка”.
Так в возрасте 70 лет одновременно с царской и дворянской Россией ушел архитектор, много строивший именно для этих слоев общества, но вышедший из семьи крепостных тружеников Фарфоровского поселения за Невской заставой.
Источники:
https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=52929
http://www.spb-mitrofan-society.org/farfor_zahoron.php
https://library-st.rzn.muzkult.ru/media/2020/02/27/1253523616/Krasovskij_A.F.PDF
https://ria.ru/20141101/1030755905.html
https://pastvu.com/p/128514
https://vk.com/wall-4716949_8839
https://www.citywalls.ru/house5927.html
Весь Петербург на 1913 год : адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. URL: https://nlr.ru/cont/v_p/1913.php (дата обращения: 20.10.2022)
Весь Петроград на 1916 год : адресная и справочная книга г. Петрограда. URL: https://nlr.ru/cont/v_p/1916.php (дата обращения: 20.10.2022)