Статьи

Школа при Обуховском заводе

Школа № 337. пр. Обуховской обороны, д. 257. Фото Лурье Е.А., 2021.

Если вы читаете эту статью, значит вам повезло, вы грамотны. Сегодня получение базового школьного образования является общедоступным. Но на рубеже XIX – XX веков попасть в школу было не так-то и просто. Сегодня мы расскажем вам о школе при Обуховском заводе, условиях поступления в неё, учительских зарплатах и много о чём ещё.

Прогуливаясь вдоль проспекта Обуховской обороны, можно увидеть роскошное здание заводской школы, построенное в стиле модерн архитектором Ф. Ф. Лумбергом в 1913 - 1915 годах. Признаюсь, я был поражен, когда впервые его увидел. Тем более, в интернете пишут, что здание строилось на деньги рабочих. Неужели они были настолько богаты? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы обнаружили много сведений об её предшественнице, первой школе, находившейся в мастерской при Обуховском заводе. О ней сейчас и расскажем.
Открытие школы было инициативой Императорского русского технического общества (ИРТО). Начиная с 1860-х это общество способствовало появлению учебных заведений в промышленных районах и при железнодорожных станциях. В 1889 году оно обратилось к правлению Обуховского завода с предложением создать школу для детей рабочих. Началась долгая переписка и согласование разных вопросов. В первую очередь обсуждалось финансирование. Тут сразу скажу, что с рабочих на открытие этой школы не взяли и копейки. Все учебные заведения, открытые по инициативе ИРТО, спонсировались самим обществом, Министерством просвещения, а также промышленниками.
Печать Императорского русского технического общества: «Мера, вес, число». Источник: hmong.ru

4 апреля 1889 года помощник начальника завода Г. А. Власьев сообщил Петербургскому губернатору, что на предприятии выделят помещение для обучения детей. В письме отдельно говорилось, что в свободное от учебы время учащиеся будут заняты на садовых и огородных работах.

Так к расходам завода добавилась школа. Есть, правда, одна деталь. Несмотря на то, что именно предприятие содержало школу, правление завода не могло никак участвовать в решении многих внутришкольных вопросов. Например, таких как принятие на работу учителей, определение программы обучения и других. Всем этим могло заниматься исключительно специальная комиссия при ИРТО.

Правда попытки устроиться в школу учительницей в обход вездесущего Общества были. В 1909 году начальнику завода написали из Главного Морского штаба. К ним обратилась за помощью племянница вице-адмирала Макарова, погибшего на броненосце "Петропавловск" во время Русско-японской войны. Домашняя учительница Клавдия Яковлевна Макарова просила об оказании содействия ей с получением места в одной из школ, подведомственных Морскому министерству.
Открытка, Вице-Адмирал Степан Осипович Макаров и эскадренный броненосец "Петропавловск". Источник: https://www.vitber.com/lot/35566

Однако некоторое влияние на школьную жизнь у предприятия все-таки было. Всякий раз, когда в стенах школы хотели провести какое-нибудь мероприятие, надо было спрашивать разрешения у начальника завода. Более того, требовалось разрешение даже петербургского градоначальника. Страшно подумать, какая это была бюрократия.

Подобные разрешения школа получила для проведения литературного вечера в память Н.В. Гоголя 31 марта 1909 года. Допускались на него только учащиеся и только по пропускам. Сохранилась программа мероприятия:

1) Н. В. Гоголь и его сочинения - преподаватель училища А.А. Шилов

2) Женитьба - прочтут учительницы К.Д. Ильина, А.Н. Гумань, А.Б. Тихомирова и ученики И.Б. Лохоков, М.А. Даниленков, К.Б. Гудин, А .А. Кондрашов, Б.Д. Михайлов и Б.И. Семёнов

3) Отрывки из поэмы "Мертвые души" прочитает Е.Д. Ильина

Начало в 5 часов дня.

Тот факт, что даже такие безобидные события приходилось согласовывать, очень хорошо показывает уровень доверия власти даже к своим собственным подведомственным учреждениям.

Что же, не забудем сказать и о самих учащихся.

Кто же были эти счастливцы, допускаемые к творчеству Н.В. Гоголя? Чьи дети могли попасть в школу и приобщиться к светочу знаний? Тут остановимся поподробнее. На Обуховском заводе существовала целая формула, по которой определялась очередь для изъявивших желание учиться. Каждому подавшему заявление присваивалось определенное «школьное число». Оно высчитывалось исходя из стажа и разряда отца, количества и возраста детей.

Например: «Мастеровой 3 разряда, прослужил 20 лет, детей всего 5 человек, возраст определяемого в школу 9 лет, школьное число будет: 20*9*5*9*5 = 40500»

Чем больше у вас «школьное число», тем выше вы в списке на зачисление. Изначально принимались первые 160 детей по списку. Предполагалось, что это будут 80 мальчиков и 80 девочек.

А так выглядело заявление отца на поступление ребенка в школу:
Анкета. Источник: ЦГИА СПб

В школе было 3 отделения, разделенные по возрасту. В первое отделение принимали детей 8 – 12 лет. Во второе и третье брали тех, кто старше 12 лет. Но в таком случае им необходимо было сдать экзамен на поступление. Как и в наши дни, дети в начале года обязательно проходили медосмотр. Затем служился молебен об успехах учащихся, а 3 сентября начинались занятия.

Складывалась следующая ситуация. Если у вас уже есть дети в возрасте от 8 до 12 лет, а вы только устроились на Обуховский завод, то можете забыть про школу. Туда могли попасть только дети тех, кто по какому-то счастливому стечению обстоятельств смогли попасть на Обуховский завод весьма юными и желательно не женатыми. Потом, проработав лет 10, можно было бы и о детях подумать.

Со временем эта ситуация усугублялась. Росло количество рабочих и мастеровых завода и скоро школа перестала справляться с потоком желающих учиться. И раньше было не просто попасть туда, а теперь пока придет очередь ребенка учиться, он уже вырастет и вынужден будет идти работать на низкооплачиваемую и тяжелую работу. Устроиться на тот же Обуховский завод неграмотному и необученному человеку можно было только чернорабочим. А такой судьбы не пожелал бы своим детям ни один обуховец.


Геннадий Александрович Власьев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Власьев,_Геннадий_Александрович

Еще с 1904 года Г. А. Власьев, ставший к этому моменту уже начальником завода, активно бомбардировал правление записками с указанием как плохо в нынешней школе. Он писал, что из 276 детей, чьи родители подали заявления, приняли только 123. Его аргументация была очень тесно завязана на революционной обстановке, которая зрела тогда в России и которая в итоге вылилась в Революцию 1905 – 1907 годов.

В одном из писем он прямо говорит: «Среди родителей ропот, дающий благоприятную почву для неблагонамеренных лиц, пользующихся всяким подходящим случаем, воспроизвести так нежелательное волнение и смуту между мастеровыми. Увеличение существующей школы потребует 6000 рублей годового расхода, что при полуторамиллионных доходах составляет всего 0,4 процента. Я уверен, что правление не найдет никаких препятствий попросить разрешение Управляющего Морским Министерством на желательное увеличение.»

Г. А. Власьев предложил расширить помещение школы за счет пространства занимаемым инспектором В.Н. Лабиным. Переделка этой квартиры обошлась бы в 800 рублей и тогда можно было бы допринять из числа 153 отказанных детей 120. Такое уплотнение жилья начальника школы вряд ли сильно стеснило бы его. К 1910 году зарплата В. Н. Лабина составляла 2352 рубля в год. Для сравнения, учительницы в этой же школе получали от 600 до 900 рублей в год. А пачка чая, около 120 грамм, стоила 60 копеек. В. Н. Лабин мог позволить себе съем очень хорошей квартиры даже в центре города.

О необходимости постройки нового здания школы Г. А. Власьев говорил и потом. По его мнению здание школы совсем не отвечало своему назначению и «вызывало в компетентных людях недоумение, как казенный Обуховский завод имеет школу, не только не удовлетворяющую количеству семей мастеровых, но и представляющую рассадник всевозможных болезней для детей, скученных в низких малообъемных помещениях мастерских, построенных более 100 лет назад».

Правление долгое время отказывалось от строительства нового здания и предлагало совсем небольшие средства, чтобы расширить то помещение, которое уже есть.

Дело сдвинулось с мертвой точки только в 1913 году, когда Обуховский завод начал переговоры с уездной земской управой о постройке новой школы. Земство предложило строить здание на своей земле в 640 метрах от завода. Вместимость оценивалась от 800 – 1000 школьников. На строительство предполагались расходы в 200 000 рублей, при этом Земство готово было дать только 50 000 рублей. Также, Земство обязалось подбирать учителей, организовывать учебный процесс и тому подобное за символическое содержание со стороны завода в 20 000 рублей в год.

Такое предложение вызвало неоднозначную реакцию в правлении завода. Задумались и в Морском министерстве. Долгие обсуждения прерывались недоумением министерских чиновников. Ими ставился вопрос, должны ли они в принципе тратить деньги на новые школы и улучшение условий обучения для детей. Для министерства было принципиально, существует ли законодательство, обязывающее его этим заниматься. Поэтому, процесс согласований тормозился и изучением текущих законов.

Как мы знаем, новое здание школы через пару лет все-таки увидело свет. Долгие переговоры различных ведомств и организаций, тянущиеся несколько лет лишили возможности учиться многих детей, которые просто не дождались своей очереди. Многие из них шли в вечернее отделение, будучи уже рабочими.


Пропуск на вечерние классы. Источник: ЦГИА СПб

Стоит и признать, что в итоге средства выделили весьма значительные и открытая в 1915 году школа могла похвастаться современными, просторными классами, большим количеством различных кружков для учащихся и всем необходимым для преподавания. Постепенно люди забыли тесные мастерские, которые именовались школой при Обуховском заводе, а память о современном здании никогда не потухнет, ведь там и сейчас, как сто лет назад звенит звонок и учатся дети.
Источники:

  1. ЦГИА Ф. 253, Оп. 3, Д. 1604
  2. ЦГИА Ф. 1267, Оп. 1, Д. 1685
  3. ЦГИА Ф. 1267, Оп. 15, Д. 33
  4. ЦГИА Ф. 1267, Оп. 15, Д. 34
Николай Пыльцын, экскурсовод музея "Невская застава".