Статьи

"Кто пустил рабочих в музей?"

Николай Пыльцын

Мы много писали о том, как непросто жилось рабочим Невской заставы на рубеже XIX – XX веков. Но нельзя забывать и о светлых местах в нашей истории. В конце XIX века расширялись возможности для получения образования и культурного времяпрепровождения для широких масс. При финансовой поддержке местных промышленников открываются вечерние классы для мужчин и женщин, читальни, театральные площадки и места для народных гуляний.

А давно ли у жителей Невской заставы появилась возможность ходить на экскурсии? Задолго до открытия нашего музея местная интеллигенция старалась открыть для местных рабочих чудесный мир знаний обо всем вокруг.

Сегодня мы расскажем вам как для рабочих Невской заставы организовывали первые экскурсии и какие музеи они посещали.
Иногда жителей рабочих окраин изображают грязными и неотесанным пьяницами, которые не стремились поднять свой культурный уровень. Такая картина далека от правды. Даже несмотря на невысокие зарплаты и напряженный трудовой график, люди стремились получить образование. Об этом свидетельствуют сохранившиеся воспоминания и публичные речи рабочих, посещавших вечерние классы.

В 1908 г. воскресные школы на Шлиссельбургском тракте отмечали 25-летний юбилей, который прогрессивная русская общественность назвала «праздником сердца». Число посещавших школы к этому времени увеличилось до 18 тыс. человек. Важно, что школа выпускала интеллигентных людей, с сознательным отношением к жизни, с пробуждавшимися духовными запросами.

Один из рабочих поделился своими размышлениями с собравшимися:

«Живя в ограниченной и узкой сфере интересов, не углубляясь в прошедшее и не заглядывая в будущее, не обладая никакими занятиями, мы являемся людьми малосознательными и не можем разобраться в тех явлениях, которые происходят вокруг нас, не можем дать себе отчет в своих поступках. Мы рассуждаем не с той точки зрения, что справедливо для всех, а что выгодно для меня. Понятие о нравственности у нас всех очень слабое и неопределенно»

Руководство Смоленских вечерне-воскресных классов на Шлиссельбургском тракте стремилось в полной мере удовлетворить потребность в образовании своих учащихся, поэтому просило рабочих письменно сообщать все недовольства связанные с обучением. Чаще всего, в таких письмах звучали просьбы расширять и ремонтировать помещения, добавлять специальные предметы в технических классах и продлевать срок обучения, чтобы можно было осваивать программу наиболее полно.

Ученики делились с преподавателями своими сокровенными мыслями:

«хочу учиться всем полезным наукам в моей жизни и хочу найти в учении, где правда и ложь»

«хочу учиться, чтобы стать человеком и понимать страдания людей»

«я не хочу быть ни механиком, ни технологом, а хочу познать хоть небольшую часть окружающего мира»

«хочу учиться, чтобы быть грамотным и способным к труду»

«человек, где бы он ни был, если он имеет знания и образование, которые дает школа, может лучше устроить свою жизнь, больше принести пользы себе, своему имуществу, другим людям; если в деревне человек с образованием, он больше извлечет пользы от земли и скотоводства; и притом человек с образованием может всегда держаться светской стороны жизни, не позволяя себе опускаться в развратную жизнь (пьянство, скандалы в семье)»

Если верить словам рабочих, то они были замечательными учениками, о каких и сегодня мечтает любой учитель. Вероятно так и было, ведь преподаватели не жалели своего времени ради них и задумали организовать выездные экскурсии для рабочих в центр города.

Для этого было проведено общее собрание вечерне-воскресных классов, на котором преподаватели выбирали из своей среды педагога на должность заведующего экскурсиями. Его утверждали в Русском техническом обществе. За 20 лет руководителями экскурсий для рабочих и их семей были А. Г. Якобсон, О. М. Фояз, А. П. Лондис, А. Н. Пескова, А. К. Мулин, М. Н. Якимов, М. П. Скоссаревский и др.

С увеличением числа учеников начале XX в. был сформирован штат помощников по подготовке и проведению экскурсий: В. О. Лосский, В. М. Савич, Т. А. Краснопольская, с. А. Конради и др. Первоначально учеников бесплатно водили в Зоологический музей, музей Горного института, Русский музей, на передвижные выставки, причем в свободные от публичных посещений дни.

В большие праздники (Вербное воскресенье, Покров, Благовещенье) удавалось совершать поездки в Псков, Пулковскую обсерваторию, походы в парки. На каждую экскурсию обычно собиралось до 100 человек. Организаторы преследовали общеобразовательные цели, указывали ученикам пути разумного и приятного досуга для их родных и близких. Так, население Шлиссельбургского тракта знакомилось с музеями города и достопримечательностями пригородов.

В 1901–1904 гг. организаторами экскурсий при каждом посещении музея или выставки намечалась основная цель, иллюстрацией которой служила экспозиция.
В Зоологическом музее Императорской Академии наук. 1906 г. (https://pastvu.com/p/168276)

Например, в Зоологическом музее до экскурсантов надо было донести мысль о приспосабливаемости всех живых организмов к окружающей среде. Среди экспонатов в первом парадном зале они увидели 27-метровый скелет кита, который и сегодня поражает своим видом посетителей.

В Минералогическом музее Горного института демонстрировали последовательность образования земной коры нашей планеты и самой жизни.
Вид зала музея Горного института. 1913 г. (https://pastvu.com/p/1404744)

В Русском музее педагоги сначала анализировали содержание картин, затем обращали внимание на особенности развития русской живописи и художественную ценность полотен. В таких экскурсиях имела большое значение активность самих учеников, которые, откликнувшись на просьбы руководителей, делали необходимые разъяснения «новичкам».

Представьте себе работницу ткацкой фабрики, приехавшую за несколько лет до этого из деревни и теперь способную анализировать живопись в Русском музее.
Беседа с работницами. 1900-е гг. (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42548973)
Так неграмотные и суеверные рабочие приобщались к культуре и расширяли свое представление о мире.

Свой отпечаток на характер проведения экскурсий накладывали и социально-политические потрясения начала XX века. В годы первой русской революции (1905–1907) под видом геологических, ботанических и зоологических экскурсий проводились «маевки» для ознакомления рабочих с современной политической ситуацией в стране.

И эти «экскурсии» были чрезвычайно популярны! На каждую из них собиралось около 150 человек. Разумеется, в стенах Русского музея маевок не было. Места выбирались преимущественно в пригородах. Одним из них стало имение графа А. К. Толстого на станции Саблино Николаевской железной дороги. Еще одним «экскурсионным» местом стала набережная реки Поповки недалеко от Павловска. Обе локации имели богатую геологическую историю, что позволяло совмещать образовательные цели с общественно-политическими.
"Первая маевка", Б. Владимирский, 1891 год.
С повышением общего уровня образованности населения, росло и количество желающих посещать музеи. Настоящий расцвет экскурсионного дела на Шлиссельбургском тракте пришелся на 1907–1914 гг. Наибольшим спросом у жителей Невской заставы в этот период пользовались экскурсии в Зоологическом музее. Это было связано с ростом популярности теории эволюции и темы борьбы за существование, естественного отбора в жизни животных и человека.

Все изменилось с началом Первой мировой войны в 1914 году и последующими революционными событиями, во время которых экскурсии и учебный процесс прекратились. Но в советский период возможности для образования стали только расширяться и в Невском районе открылся свой музей, который существует и поныне – музей «Невская застава».

Источники:

  1. Вахромеева О. Б. Начальная школа для фабричных работниц в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв.
  2. Гарявин А.Н., Емельянова Т.В., Красникова Ю.Н. Женское среднее и начальное образование в Санкт-Петербурге в пореформенный период.
  3. https://www.zin.ru/MUSEUM/history.html (Дата обращения: 10.06.2023)